Главная

История 06

Примеры можно продолжать, они взяты у последнего русского словесника, видного ученого-математика Игоря Ростиславовича Шафаревича, но это будет повторение повторения. Ясно одно - социалистическое государство не изобретение 20 века, а забытое достижение древних и средневековых государств. Но и социализм не одинок в таких исторических повторах во времени. Точно также из древности появляются и живут рядом с нами республики и монархии. Первые родоплеменные союзы были несомненными республиками, а государства первых цивилизаций - полный образец монархии. Тирания присутствовала всегда во все времена. Так что метод хронологического критерия по времени возникновения государств - неприменим.
Но, все-таки, раз уж мы уперлись по пути рассуждений в государства, то, если не в хронологии их изменений, так в историческом изменении их отличительных признаков все же следует что-нибудь поискать. Кто знает - может быть, там что-то есть? Может быть, какие-то отличия их друг от друга натолкнут нас на некоторые полезные мысли? В таком случае мы смогли бы из всех форм государства выбрать какую-то одну не по хронологическому признаку, а по какой-нибудь другой возможности. Или искать что-то нужное во всех государствах сразу, что помогло бы нам понять - что изменяется в истории государств?
Для этого мы должны помнить, во-первых, что ничто не является самоцелью истории и государство в том числе, поскольку история для нас не имеет цели вне человека в ней. Мы должны рассматривать историю государства относительно человека в этом процессе, а не относительно голых форм этих государств. Во-вторых, мы должны сравнить все эти государства между собой, поскольку если они настолько разные, то и роль человека в них - настолько же разная по нашим предположениям. А многоцелевое распыление задач человека нас не устраивает, нам нужна одна конкретная цель и одна конкретная задача в процессе истории. Следовательно, из всех государств с разным характером деятельности человека в их пределах мы должны будем или выбрать оптимальное для нас государство, или найти ту человеческую деятельность, которая исторически присуща абсолютно всем видам государств, или некоторым из них, при том условии, что мы убедимся, что это именно та деятельность, за которой мы охотимся.
Понятно, что для этого самое малое, что нужно сделать, - это разделить государства между собой по видам. Как это сделать? Монархия может быть тиранией, а тирания может быть республикой. Конституционная монархия может быть одновременно парламентской республикой. Такой подход, как деление все на три вида данных государств, грешит слишком расплывчатым обобщением. Надо разделить как-то по-другому. Как?
Платон, например, делил просто - тимократия, охлократия, демократия и тирания. Тимократия - это сообщность людей, которые средствами государства пытаются нажиться и создать себе положение в обществе, сделав состояние. Век тимократии недолог, поскольку эта форма государства очень быстро превращается в охлократию. Охлократия - это государство олигархов (самых богатых собственников), которые сделали деньги и положение, а теперь стоят у власти. Платон считал такое государство плохим государством. Обреченным. Потому что - это два государства в одном государстве. Одно государство - государство богатых, а другое государство - государство бедных. А самое страшное для тела государства, говорил Платон, - разделение этого тела. Рано или поздно между богатым государством и бедным государством в одном государстве произойдет столкновение и государство погибнет. Умен был. Далеко видел.
Второй вид государства, демократию (выборную власть народа), Платон считал еще более худшим государством, чем охлократия. В этом случае, считал Платон, тело государства осаждают паразиты в виде льстецов и чиновников, которые угодничеством и подкупом втираются в доверие властей, вступают с ними в союз, наживаются за счет государства, ослабляют его беспринципностью и воровством, делают выборных людей игрушкою в своих руках. Государство чахнет в путах личного интереса каждого чиновника, не имеет сильной центральной власти, законы, проходя через бюрократическую вертикаль чиновников, не работают, государство не имеет объединяющей силы и гибнет под ударами все тех же бедных слоев населения, поскольку сам демократический принцип организации общества предполагает, что бедные и богатые будут встречаться друг с другом даже чаще, чем при охлократии, что ускорит неминуемый социальный взрыв.
Третий вид государства по Платону - тирания (неограниченная власть небольшой группы людей или одного диктатора). Это совсем плохо. Несмотря на то, что такое государство обладает сильной центральной властью и может проводить в жизнь свои законы, оно не может обойтись без единой официальной идеологии, оправдывающей неограниченную узурпаторскую власть. В этом случае государство вынуждено подавлять любое инакомыслие самым жестоким образом. При этом если врач, удаляет из тела все плохое, говорит Платон, то такое государство вынуждено удалять из тела государства все самое хорошее: философов, поэтов, ученых и просто талантливых и самостоятельно мыслящих людей, создающих угрозу своим примером свободомыслия. В результате государство постепенно превращается в общество тупых, послушных и безынициативных потребителей, образуется застой в развитии и государство падает под ударами более активных и предприимчивых соседей. Не выдерживает соперничества. Причем само нарывается на военное противостояние, поскольку тиранические государства не могут быть не агрессивными во внешней политике, ибо только внешняя угроза может объединять народ внутри опостылевшего государственного каземата в единое целое.
Платон был мудр, и все описал удивительно точно. Но нам его градация подходит лишь отчасти, поскольку она также слишком общая. Охлократия может быть и монархией и республикой, а может совмещаться и с тиранией. Тирания может принять вид и социалистического, и фашистского государства, и монархии. А демократия может быть и республикой и социалистическим государством по внешним признакам выборности, то есть тиранией с демократической конституцией. И куда девать при этом такой вид государства, как религиозное государство? Его в схему Платона вообще никак не втиснешь. Поэтому мы предлагаем найти такой общий признак всех государств, который наличествовал бы у них у всех, но при этом отличался бы от всех остальных коренным образом. Может быть, таких признаков удалось бы найти несколько. Но нам больше всего нравится, в качестве классификационного признака государств, принять принцип передачи власти. Каким путем власть в государстве передается, туда мы его и отнесем. Ведь государство - это власть. А поскольку все интересует нас в историческом развитии, то единственное, что делает государство непрерывным участником истории - это непрерывность принципа передачи власти. Как только непрерывность формы передачи власти нарушается - появляется новый вид государства с новым принципом получения власти. Следовательно, мы будем разделять государства на виды именно по этому признаку. Он и присутствует обязательно в каждом государстве, но он же и отделяет своими отличиями одно государство классификационно от другого.
Первый вид государств, естественно, самый явный - монархия. Принцип передачи власти - наследственный. Даже если одна семья оттеснит от трона другую семью, то принцип передачи власти сохранится и монархия останется монархией. Сюда же можно отнести и конституционную монархию. Здесь мы проспекулируем на формуле названия этого государства. Если бы оно называлось монархической республикой, то мы прокатили бы его мимо монархии. А раз это все-таки "монархия" с каким-то существенным прилагательным перед собой, то пусть и остается монархией.
Второй вид государств также лежит на поверхности. Это республики. Здесь принцип передачи власти - выборный. Власть выбирается на время. Прошло время - власть меняется. Но опять через выборы. Через тот же принцип передачи власти. Если принцип выборности сохраняется, то государство остается республикой, даже если в нем к власти на основе выборов придет партия представителей контингента обезьяньего питомника. Раз есть выбор - значит республика.
Третий вид государств по нашей классификации - это тирания. Это когда власть приобретается незаконным путем - переворотом или революцией. Но это только первый признак, или косвенный. Даже если после этого состоятся выборы, то мы будем считать эту власть тиранией в том случае, когда выборы проводятся ею без альтернативы. То есть выборы без выбора. Когда в выборах участвует только одна партия, а на одно выборное место предлагается только один кандидат из этой же партии, то это тирания. Нет свободы выбора власти - тирания, даже если тупое большинство (по Платону) довольно своей относительной сытостью и дисциплинированно голосует за безвыборно избираемых кандидатов. Военные режимы мы будем считать тираниями по той же причине - нет выбора в выборе власти.
Четвертый вид государств - религиозное государство. Принцип передачи власти в них - от единомышленников к единомышленникам. Выбор только один - или веришь со всеми заодно и добровольно вступаешь в государство, или веришь в другое и тебя никто не держит и не принуждает. Иди в другое государство. Выбор власти есть - или выбор данной власти, или выбор власти другого государства. Принцип передачи власти - от единоверца к единоверцу.
Всё. Других принципов передачи власти мы не знаем. А теперь сравним между собой эти четыре (по нашей классификации) вида государств, для чего нам придется прочитать таблицу №1.

Главная
Карта сайта
Кликов: 2937821


При использовании материалов
данного ресурса ссылка на
Официальный сайт обязательна.
Все права защищены.


Карта сайта