Главная

3.9. Философия Фихте и Шеллинга. Основоположения «наукоучения» в философии Фихте.
Понятие «абсолютного тождества» в философии Шеллинга.
04

Основные термины

АБСОЛЮТ – ничем не обусловленный и ни от чего не зависящий объект, который содержит в себе определения и возможности творения всего существующего.
БЫТИЕ – всё то, что действительно существует.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ – разделение целого на составные части.
ДУХ – неприродная сфера бытия.
МАТЕРИЯ – то, из чего вещественно состоит мир.
НАУКОУЧЕНИЕ – термин, используемый Фихте для обозначения собственной системы философских взглядов на «учение о науке», «знание знания», «науки о сознании», «науки наук» и т.п.
ОБЪЕКТ – то, что познается.
ПОЗНАНИЕ – процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности.
СУБСТАНТ – основа единства материальных свойств природы.
СУБЪЕКТ – тот, кто познает.
ТОЖДЕСТВО – философская категория, выражающая одинаковость предмета или явления с самим собой, а также равенство между собой нескольких предметов или явлений.

Трудности

Тема Наукоучения, конечно, сложная. При жизни Фихте коллеги упрекали его в эскизности, в торопливости, в эмоциональности и в непоследовательности. Все эти черты Фихте, как работника умственного труда, отразились в его Наукоучении, и есть некое мнение его современников, что философия Фихте – это продукт не только его интеллекта, но и во многом следствие его личной психологии. Гегель особенно намекал на эту сторону творческого процесса у Фихте.
Сам же Фихте постоянно перерабатывал и переделывал своё Наукоучение, но каждый раз, вместо того, чтобы потрудиться над дополнительными обоснованиями достигнутого, он тут же стремительно бежал куда-то вперед в перспективах развития новых, открывшихся ему буквально тут же, идей.
Перед смертью он заявил, что, наконец-то, учение раскрылось ему «с полной ясностью», но не успел изложить этого на бумаге. Поэтому требовать от кого-либо, кроме как только от Фихте, «полной ясности» в изложении Наукоучения – это не вполне оправданно. Или оправданно ровно в той мере, в какой это можно сейчас потребовать от самого Фихте. Поэтому вполне достаточно при ответе изложить основные положения Наукоучения – и зачтется вполне. Главное в ответе – это провести линию от Канта к Фихте (соединить субъекты и объекты познания и определить единый принцип познания), а от Фихте к Шеллингу (вывести на необходимость тождества субъекта и объекта для наличия единого принципа познания), и это будет свидетельствовать о понимании основной сути и Наукоучения, и Абсолютного Тождества.

Главная
Карта сайта
Кликов: 2718117


При использовании материалов
данного ресурса ссылка на
Официальный сайт обязательна.
Все права защищены.


Карта сайта