Главная

3.46. Аналитика внутреннего мира человека: проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия.
Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала.
01

Внутренний мир человека – это единый духовный опыт взаимодействия его личности как с внешними фактами бытия, так и с собственным «я».
Таким образом, внутренний мир человека дан ему непосредственно в прямом созерцании собственным сознанием собственных же процессов сознания. Поэтому для человека в его внутреннем мире одинаково очевидны и процессы сознания, вызванные внешними фактами бытия, и процессы сознания, вызванные деятельностью его собственного «я», ведь для его сознания и те, и эти процессы есть явления одной внутренней природы собственной психики.
Таким образом, во внутреннем мире человека происходит диалектическое объединение в едином духовном опыте двух обособленных и противоположных явлений действительности – внешних объективных факторов бытия и внутренней субъективной сферы бытия.
В процессе этого внутренние установки человеческой души трансформируются и изменяются, потому что испытывают на себе воздействие внешних обстоятельств бытия, а внешние обстоятельства бытия воспринимаются и оцениваются человеком с точки зрения этих постоянно меняющихся внутренних установок.
В неразрывном соединении этого возникает некое состояние души человека, характеризующееся цельным осмыслением и переживанием собственного бытия, направленным на оценку этого бытия с точки зрения смысла жизни, решения проблем счастья, бессмертия, стремлений, планов жизненного пути и т.д.
Разорвать эти проблемы человека на чисто внешние и на чисто внутренние невозможно, и окончательное решение любой человеческой проблемы всегда должно учитывать диалектику его внутреннего мира, то есть взаимное влияние друг на друга внешних обстоятельств и внутренних состояний, в результате чего и формируется общий итог его мировосприятия.
Наиболее полно эта диалектика выражена в проблеме человеческого счастья, которая складывается из двух различных по происхождению компонентов:
из того, что зависит от предпочтений самого человека;
из того, что предзадано ему внешними условиями, то есть зависит только от внешних обстоятельств его бытия.
СЧАСТЬЕ – это понятие, выражающее высшее удовлетворение человека от своего бытия. Таким образом, счастье – это некое телесно-духовное состояние человека, доставляющее ему радость, наслаждение или чувство блаженства по тому или иному поводу с той или иной длительностью во времени.
То есть, счастье – это понятие многоаспектное и многогранное, которое, если говорить именно о состояниях внутреннего мира человека, может представлять собой что угодно, например:
1. Интеллектуально и духовно насыщенное, длительное по времени и периодически актуализирующееся удовлетворение от общей гармоничности мира и благосклонности судьбы, предоставившей возможность прожить данную жизнь.
Или, как вариант – устойчивая, благодарная и длительная радость от удачливости, везучести на жизненном пути, удовлетворение пройденным путем и оптимистичное, спокойное, мудрое блаженство от уверенности в дальнейшем благоприятном исходе жизни.
2. Эмоционально и интеллектуально приподнятое кратковременное состояние интенсивной радости, вызванное каким-либо событием или физическим ощущением.
Либо духовное переживание светлой радости, длящееся соответственно времени действия источника радости или соответственно остроте его новизны.
3. Низко интеллектуально и духовно насыщенное фоновое наслаждение души от возможности обладать благами материального свойства, или некий общий, несомненно, положительный баланс душевного состояния от наличия возможности получать желаемое в этом мире, проявлять свою власть и видеть подчинение своей воле, и т.д.
4. Непритязательное и беспричинное чувство удовлетворения жизнью психофизиологического свойства,
и т.д. и т.п.
Если же говорить не о состояниях внутреннего мира человека, определяющих или не определяющих собою счастье, то
счастье, как понятие, есть в общефилософском смысле идеал некоей жизни, которая характеризовалась бы полным благоприятствованием человеку во всех своих параметрах и обстоятельствах.
Счастье в этом смысле есть слабо осознаваемая в конкретных формах, но постоянно влекущая человечество цель достигнуть максимальной суммы условий бытия для полной реализации всех способностей человека радоваться и наслаждаться жизнью.
Однако в реальной конкретике проблема счастья не есть проблема замкнутая сама на себя, поскольку человек – явление общественное, и многое в его жизни зависит от его взаимоотношений с другими людьми и с обществом.
В силу этого проблема поиска счастья или смысла счастья, как такового, тесно взаимосвязана с моралью, то есть с системой норм и правил поведения людей в обществе. Поэтому проблема счастья в философии, призванной осмыслять мир в его всеобщности, не может решаться вне этического аспекта.
В этическом же аспекте, в зависимости от полноты учета диалектики внутреннего мира человека, то есть в зависимости от выделения материальных или духовных приоритетов в жизни человека, философия различает три основных направления в решении проблемы счастья:
1. Гедонизм. Гедонизм – это принцип главенства чувственного, телесного наслаждения при построении этических систем.
В этих системах нравственным в поведении считается всё, что сопряжено с телесным удовольствием, и наоборот.
Что же касается проблем счастья, то гедонизм исходит из абсолютного приоритета телесного блаженства и полагает, что
счастье – это совокупность приятных переживаний от различных комфортных состояний тела.
Телесное наслаждение в гедонизме признается высшей целью и высшим благом человека, то есть счастье есть смысл самой жизни человека, а всё, что доставляет человеку телесную боль, стеснения и вообще физический дискомфорт – противоречит смыслу человеческой жизни и, следовательно, аморально.
Гедонизм, таким образом, предполагает для счастья, прежде всего, внутренние, субъективные предпосылки в виде индивидуальных ощущений наслаждения.
Поэтому счастье в гедонизме возможно только как комплекс индивидуальных ощущений, только как нечто, что способно существовать лишь по отдельности для каждой индивидуальности. Благодаря этому гедонизм сводится к эгоизму, то есть к полному игнорированию интересов других людей в угоду собственным.
2. Эвдемонизм. Эвдемонизм – это принцип необходимости сочетания духовных и материальных факторов в мотивах к этическому совершенствованию.
По эвдемонизму,
элементарный путь к счастью – это устранение и физических страданий тела, и волнений души.
Однако эвдемонизм отдает некоторое предпочтение духовным предпосылкам счастья, поскольку чувство счастья, по эвдемонизму, более зависит от внутренней способности человека быть счастливым, чем от достижения им внешних материальных благ.
Поэтому эвдемонизм главным залогом счастья полагает способность человека быть внутренне свободным от внешнего мира, становиться независимым от внешних обстоятельств жизни.
То есть,
более сложный, не элементарный путь к счастью – это путь к духовной работе по отрешению от пустых искушений мира, путь к добродетели и чистоте духа.
Таким образом, в эвдемонизме, чем выше нравственность личности, тем значимее её предпосылки для счастья.
В эвдемонизме счастье также видится главной целью любой человеческой жизни, но оно полагается возможным в едином виде и для множества людей, и даже для всех людей, если каждый человек будет делать всё возможное не только для своего, но и для общечеловеческого счастья (социальный эвдемонизм).

Главная
Карта сайта
Кликов: 1896406


При использовании материалов
данного ресурса ссылка на
Официальный сайт обязательна.
Все права защищены.


Карта сайта