Главная

3.28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их основные формы и методы.
03

4. Формализация. Формализация – это логическая организация содержания научного знания средствами искусственного языка специальной символики (знаков, формул).
Формализация позволяет:
– вывести теоретическое содержание исследования на уровень общенаучных символов (знаков, формул);
– перенести теоретические рассуждения исследования в плоскость оперирования символами (знаками, формулами);
– создать обобщенную знаково-символьную модель логической структуры исследуемых явлений и процессов;
– производить формальное исследование объекта познания, то есть осуществлять исследование путем оперирования знаками (формулами) без непосредственного обращения к объекту познания.
5. Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение целого на составные части, преследующее цели:
– исследование структуры объекта познания;
– расчленение сложного целого на простые части;
– отделение существенного от несущественного в составе целого;
– классификация объектов, процессов или явлений;
– выделение этапов какого-либо процесса и т.д.
Основное назначение анализа – изучение частей как элементов целого.
Части, познанные и осмысленные по-новому, складываются в целое с помощью синтеза – способа рассуждения, конструирующего новое знание о целом из объединения его частей.
Таким образом, анализ и синтез – это неразделимо связанные мыслительные операции в составе процесса познания.
6. Индукция и дедукция.
Индукция – это процесс познания, в котором знание отдельных фактов в совокупности наводит на знание общего.
Дедукция – это процесс познания, в котором каждое следующее утверждение логически проистекает из предыдущего.

Вышеперечисленные методы научного познания позволяют раскрыть наиболее глубокие и существенные связи, закономерности и характеристики объектов познания, на базе чего возникают ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – способы совокупного представления результатов исследования.
Основными формами научного познания являются:
1. Проблема – теоретический или практический научный вопрос, требующий решения. Правильно сформулированная проблема частично содержит в себе решение, поскольку формулируется исходя из актуальной возможности своего решения.
2. Гипотеза – предполагаемый способ возможного решения проблемы. Гипотеза может выступать не только в виде предположений научного характера, но и в виде развернутых концепции или теории.
3. Теория – целостная система понятий, описывающая и объясняющая какую либо область действительности.
Научная теория является высшей формой научного познания, проходящей в своем становлении стадии постановки проблемы и выдвижения гипотезы, которая опровергается или подтверждается использованием методов научного познания.

Основные термины

АБСТРАГИРОВАНИЕ – отвлечение сознания от чувственно воспринимаемых конкретных объектов и переход к абстрактным представлениям.
АНАЛИЗ (общее понятие) – мысленное разложение целого на составные части.
ГИПОТЕЗА – предполагаемый способ возможного решения научной проблемы.
ДЕДУКЦИЯ – процесс познания, в котором каждое следующее утверждение логически проистекает из предыдущего.
ЗНАК – условное обозначение, служащее для записи величин, понятий, отношений и т.д. действительности.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ – мысленное создание неосуществимых в реальности объектов и явлений для упрощения процесса их исследования и построения научных теорий.
ИЗМЕРЕНИЕ – сравнение какой-либо физической величины объекта познания с эталонной единицей этой величины.
ИНДУКЦИЯ – процесс познания, в котором знание отдельных фактов в совокупности наводит на знание общего.
МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – мысленное проведение над объектом познания неосуществимых в реальности исследовательских процедур.
НАБЛЮДЕНИЕ – система мероприятий по чувственному сбору сведений о свойствах исследуемого объекта или явления.
НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ – достоверная и точная картина объекта познания, отображенная средствами естественного или искусственного языка.
НАУЧНЫЙ ФАКТ – факт, твердо установленный, надежно подтвержденный и правильно описанный принятыми в науке способами.
ПАРАМЕТР – величина, характеризующая какое-либо свойство объекта.
ПРОБЛЕМА – теоретический или практический научный вопрос, требующий решения.
СВОЙСТВО – внешнее проявление того или иного качества объекта, отличающее его от других объектов, или, наоборот, роднящее с ними.
СИМВОЛ – то же самое, что и знак.
СИНТЕЗ (процесс мышления) – способ рассуждения, конструирующий новое знание о целом из объединения его частей.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – обработка мышлением эмпирических данных с помощью абстрактной работы мысли.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – замещение реального объекта его аналогом, выполненным средствами языка или мысленно.
ТЕОРИЯ – целостная система понятий, описывающая и объясняющая какую либо область действительности.
ФАКТ – достоверное, единичное, самостоятельное событие или явление.
ФОРМА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – способ совокупного представления результатов научного исследования.
ФОРМАЛИЗАЦИЯ – логическая организация научного знания средствами искусственного языка или специальной символики (знаков, формул).
ЭКСПЕРИМЕНТ – исследовательское воздействие на объект познания для изучения ранее известных или для выявления новых, ранее неизвестных свойств.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – непосредственное чувственное исследование реально существующих и доступных опыту объектов.
ЭМПИРИЯ – область отношений человека с действительностью, определяемая чувственным опытом.

Главная
Карта сайта
Кликов: 2944091


При использовании материалов
данного ресурса ссылка на
Официальный сайт обязательна.
Все права защищены.


Карта сайта