Главная

3.18. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX -
первой половины XX столетия. (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. и Е. Трубецкие)
02

10. Конечным этапом развития мира, завершением его истории, следовательно, является утверждение его всеединства в виде Царства Бога после воскресения всех умерших.
Другой русский религиозный философ, Николай БЕРДЯЕВ, также понимал историю эсхатологически, то есть верил, что у нее будет осмысленный и спланированный Богом конец в назначенный срок.
Эсхатологизм у Бердяева сочетался с персонализмом, то есть с верой в то, что Бог это не безликий Абсолют или чуждая человеку безличностная Необходимая Причина мира. Бог – это неравнодушная к человеку Личность, участвующая в судьбе каждого человека и в общей истории человечества. Поскольку, исходя из персонализма, человек это любимое дитя Бога, а, в этом случае, личность человека – это высшая ценность тварного бытия, то, по Бердяеву, свобода человека должна стоять по значению выше всех условий бытия.
Свобода человека должна быть безусловной ценностью, которую нельзя ни с чем сравнить и нельзя ничем измерить по уровню своей значимости. Свобода личности человека – превыше всего, и, следовательно, тварный мир не может быть целью истории, так как в истории тварного мира человек всего лишь меняет одну несвободу на другую, никогда не становясь свободным.
Ведь человек был полностью рабом природы, и, вроде бы, освободился от неё, создав цивилизацию. Но при этом он тут же стал рабом цивилизации – своего государства, своей национальности, своего социального положения и т.д.
С развитием науки и техники человек стал еще и рабом машин и производственных технологий. Таков тварный мир с его историей, где каждое новое условие существования этого мира превращается в несвободу для человека, вынужденного эти условия соблюдать.
Подлинную свободу человек может обрести только тогда, когда в его историю, в историю тварного мира, проникнет метаистория, то есть, существующее само из себя, безо всяких внешних условий, безусловное Царство Божие.

Сергей БУЛГАКОВ также делит всё сущее бытие на мир божий и на мир тварный, но полагает, что они тождественны, поскольку, по его мнению, мир Божий есть «София Божественная», а мир тварный – есть «София тварная».
Оба этих мира содержат в себе Софию, и, поскольку София причастна и тому, и другому миру, оба этих мира единосущи.
Следовательно, мир тварный, сотворенный Богом, есть не что иное, как обнаружение через посредничество Софии Самого Бога.
Но для полного воплощения Бога в тварном мире необходима христианизация этого мира. Поэтому исторический прогресс Булгаков понимает не как социальное или экономическое явление, а как путь человечества к торжеству христианских заповедей и к восстановлению с Богом, что и является смыслом всей истории.
ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ И БРАТЬЯ ТРУБЕЦКИЕ, Евгений и Сергей, продолжили разработки целостной христианской концепции бытия с позиций всеединства.
Флоренский попытался создать новую метафизику, некую новую систему религиозно-философского знания, в которой научные и философские достижения интегрировали бы с основами христианской веры.
Евгений Трубецкой занимался вопросами смысла жизни и сводил его к христианству, в котором божественное и человеческое неразделимо, но и не соединимо, что говорит именно о всеединстве Бога и мира.
Сергей Трубецкой делал акцент на всеединстве веры и разума, для чего обратился к античному понятию Логоса, который, как он полагал, соединяет в своем смысле духовную природу христианства и разумное устройство физического космоса.
Русская религиозная философия со своими традициями всеединства и софиологии была прервана политическими изменениями в государственном устройстве России – свержением монархии, буржуазной революцией, а затем наступлением атеизма и религиозных репрессий большевиков. Часть философов была выслана за границу, часть эмигрировала самостоятельно, часть репрессирована.

Основные термины

АБСОЛЮТ – ничем не обусловленный и ни от чего не зависящий объект, который содержит в себе определения и возможности творения всего существующего.
АСКЕТИЗМ – образ жизни, исповедующий подавление чувственных желаний, добровольное истязание тела и ограничение на общение с другими людьми.
БОГОСЛОВИЕ – система теоретического знания о Боге.
ВСЕЕДИНСТВО – органическое единство всего мира, находящееся вне мира и наделяющее мир способностью существовать.
ДОГМАТ – определяемое и формулируемое церковью положение вероучения, не подлежащее изменению или критике.
ЛОГОС – мировой разум, управляющий бытием.
ИНТЕГРАЦИЯ – процесс сближения элементов, ведущий их к объединению в систему.
МЕТАФИЗИКА – метод философского познания, исходящий из допущения начал всего сущего, недоступных чувственному восприятию и определяющих процессы развития действительности.
МИРСКОЕ – внецерковное.
ОРТОДОКСИЯ – принцип строгого следования признанным раз и навсегда догматам какого-либо учения.
ПЕРСОНАЛИЗМ – религиозное учение о мире, как сотворенном высшей личностью Бога, и о личности человека, как высшей ценности этого мира.
ПРАВОСЛАВИЕ – христианское верование, основывающееся на догматах первых семи Вселенских соборов христианских церквей 4-8 вв.
СОБОРНОСТЬ – принцип организации бытия, в котором множество собирается в органическое единство силой взаимной устремленности друг к другу его элементов.
СОФИОЛОГИЯ – учение о Софии в русской религиозной философии.
СОФИЯ – в русской религиозной философии Премудрость Божья, присутствие божественного знания в мире.
ТВАРНОЕ (тварность) – сотворенное Богом материальное бытие.
ЭСХАТОЛОГИЯ – религиозное учение о конце мира и о том, что за ним последует.

Главная
Карта сайта
Кликов: 2718103


При использовании материалов
данного ресурса ссылка на
Официальный сайт обязательна.
Все права защищены.


Карта сайта