Главная

«Подлинное учение»

Это учение о душе.
Текст назван «Подлинное учение» скорее всего в пику всем остальным, надо полагать, не подлинным учениям. То есть – сразу же спорит с конкурентами сразу же своим названием.
А теорий о душе к тому времени было достаточно. Эллины хорошо поработали над этим.
Как мы уже знаем, они создали гениальную систему мышления (философию), но почему-то сами не смогли воспользоваться ею до конца.
Парадокс состоит в том, что, изготовив совершенный инструмент, эллины с его помощью не смогли извлечь продукт, для чего этот инструмент создавался – не смогли разорвать бытие мира на «видимое и невидимое» в том смысле, что у невидимого бытия природа понималась бы полностью обособленной от видимого мира и была бы несовместимой с ним.
Мир видимый и мир невидимый понимался эллинами как вложенные друг в друга.
Поэтому даже душа, как мы помним у Сократа, хоть и была бессмертна, но вполне вещественна – душевные страдания человека настолько болезненны и так печет в груди (отсюда и «печаль»), из-за того, что душа принимает колючую конфигурацию своей поверхности и терзает своими острыми частями грудь человека изнутри прямо физически.
Эллины не смогли уйти от вещественной структуры невидимого.
А первохристианским философам это удалось.
И этот нравоучительный текст о спасении души через нравственные установки с отказом от телесных наслаждений интересен для нас лишь тем, что в нем излагаются основные положения христианской философии того времени по вопросу субстанциональности души.
Нам для наших задач это не важно, ибо основные концепты канонического христианства не опираются ни на что из этого.
Но мы изложим просто для справки. Учение таково:
душа нематериальна, и она существует в чистом, непорочном бытии до тех пор, пока отделена как от тела, так и от духа человека.
А потом, по замыслу «Отца», душа входит в какое-либо тело и сцепляется там воедино не только с телом, но и с духом.
Тело – это понятно. А что такое дух? А дух в этой системе разделения труда – интеллект, воля, наклонности, характер и плюс эмоции. Обобщенно говоря, наверное – психика.
После сцепления с телом и духом, душа теряет качества непорочности, потому что проникается желаниями тела и пропитывается пороками духа. Она принимает первое и второе за свое, за собственное, теряет правильное знание о себе, забывает себя и, по сути, из нематериальной сущности превращается в материальную, поскольку полностью срастается с материальными побуждениями.
Если душа не будет с этим бороться и не будет противодействовать искушениям тела и страстям духа, то она переродится и погибнет, как погибает любая материальная вещь в этом мире.
И поэтому силою правильного знания душа должна отказаться от всего телесного, задействовав для этого волю и характер, данные ей тем же духом. Тем самым она обретет путь назад к своей непорочной природе, чтобы вернуть себе утерянное бессмертие.
Ну и т.д.
Нам это учение ценно не той светлой идеей, что душа в человеческом теле нагуляется и сама домой вернется, а фактом появления в системе философских средств нового понятия –абсолютной обособленности нематериального бытия от материального бытия.
То есть, в очередной раз мы наглядно наблюдаем точку слома господствующих эллинских представлений о единстве мира.
Далее автор задает своей теории то один уклон, то другой, но это для нас уже совсем несущественно. Нам «оно не надо».
Ибо это – всего лишь зачатки исследования структур человеческой психики. Это не по нашей теме.

Главная
Карта сайта
Кликов: 2303740


При использовании материалов
данного ресурса ссылка на
Официальный сайт обязательна.
Все права защищены.


Карта сайта