«Книга Фомы Атлета» 01
Всё-таки, набор текстов в Кодексе II готовился, может быть, и не дураком, но точно для дураков.
Последний текст этого кодекса, который сейчас перед нами, полностью подтверждает расчет именно на эту целевую аудиторию, и мы всё более чувствуем себя здесь лишними.
Сначала автор текста (причем сразу же понятно, что это и есть сам Фома Атлет) пытается с бредовой изобретательностью убедить читателя, что всё написано совсем не им, а евангелистом Матфеем («я не я и лошадь не моя!»).
Мы должны поверить в то, что при корпоративной вражде между учениками Спасителя, « сам я, Матфей» неслышно подкрался вечерком к прогуливающейся паре – к Иисусу с Фомой – и застенографировал, подслушав (!!!) « слова сокровенные, какие сказал Спаситель Иуде Фоме».
А слова «сокровенные» – прямо бальзам Фоме на душу!
Ибо « Спаситель сказал: Брат Фома…» (!!!) и так далее.
Братская беседа!
В общем Иисус говорит: ты Мне, Фома, прямо брат, даже можно сказать, что ты Мне « близнец» («кто матери истории более ценен?..»)!
Настолько ты мне даже близнец, « брат Фома» (!!!!!), что даже люди со стороны, как посмотрят на нас, так сразу и « называют тебя братом Моим»!
Всё вот это про двух братьев – про Фому Иуду и про Христа, не отличимых друг от друга – это Матфей написал… Фома невиновен.
Потому что сам Фома по своей природной скромности такого никогда не написал бы … Не смог бы…
А Матфей – смог. Грубый человек.
И еще Матфей своей рукой дополнительно приписал нечто, очень важное для Фомы, из того, что сказал Христос: « ты, брат мой Фома, увидел сокрытое от людей, о что претыкаются они, ибо не знают этого».
То есть – хорошо, что у людей теперь есть Фома…
Понятно, что Матфей никогда не простил бы себе, если бы не записал такого для потомков…
Но в конце «Матфей», все ж таки, оплошал, потому что так увлекся и так разволновался, что, взял, да и подписал книжку:
«Книга Фомы Атлета, которую он пишет для совершенных».
А, что такого? Что такого, я вас спрашиваю?! Написал Матфей книгу, а в конце своей книги написал, что эту (его) книгу написал Фома. Что здесь не так?
Я вам так скажу - если вы собираетесь руководствоваться тонкой разборчивостью в подобных вопросах, то вам не следует читать Кодекс II библиотеки Наг-Хаммади.
Потому что этот Кодекс II – он особый, и на вас не угодишь.
Но, давайте и не будем читать. Просто изложим секторальным образом движение сюжета.
Первую часть книги занимает полный комизма диалог Фомы с Иисусом, где Иисус говорит следующее – ты Фома особенный, ты не такой как другие, потому что ты уже познал то, что другим не дано.
«И Я знаю, если даже сам ты не знаешь, что уже познал ты».
Причем интонационно понятно, что эти слова Иисуса – они продолжение уже начатого разговора и произнесены они уже в ответ на предыдущий вопрос Фомы о том же самом. Потому что далее Фома поддавливает – « Поэтому и прошу я Тебя, дабы сказал Ты мне то», касаемо « сокрытого», « что людям трудно».
Здесь Фома нетерпеливо подстегивает Христа к конкретности – Ты говоришь, что « я уже познал», но не говоришь – что именно я познал. И это меня мучает.
Фома просит уточнения – что такого, по словам Спасителя, он, Фома, уже знает, что не дано знать всем остальным людям? И что же это такое, что позволяет ему «делать Истину»?
|