Главная

«Евангелие от Филиппа» 01

На первый взгляд этот текст полностью сшит по скройке предыдущего – вертикальная шеренга абзацев с отчетливо проявленными сквозными темами в каждом из них.
Но разница между апокрифом «Фомы» и апокрифом «Филиппа» состоит не в объеме самостоятельных фрагментов, а в жанре – у Филиппа лексические образы содержат не речения Спасителя, а зародыши его собственных мыслей.
По смыслу этого текста, который бог весть почему имеет такое название («евангелие»), это просто намётки тех вопросов, которыми задается автор в своих текущих размышлениях.

«Жемчужина, если она брошена в грязь, не станет более презираемой, и, если ее натрут бальзамом, она не станет более ценной. Но она всегда ценна для ее обладателя. Подобным образом сыновья Бога, где бы они ни были, они всегда имеют ценность для их Отца.
Если ты говоришь: Я – иудей, – никто не двинется. Если ты говоришь: Я – римлянин, – никто не встревожится. Если ты говоришь: Я – эллин, варвар, раб, свободный, – никто не вздрогнет. Если ты говоришь: Я – христианин, – все содрогнутся. 0, если бы я смог получить такой знак, который архонты были бы не в состоянии перенести, это имя!
Бог – пожиратель людей. Поэтому ему принесен в жертву человек. До того, как приносили в жертву человека, приносили в жертву животных. Ибо то были не боги - те, кому приносили в жертву.
Сосуды стеклянные и сосуды глиняные появляются с помощью огня. Но сосуды стеклянные, если они разбиваются, создаются снова, ибо ни появляются от дуновения. Сосуды же глиняные, если они разбиваются, уничтожаются, ибо появляются они без дуновения.
Осел, ходя вокруг жернова, сделал сто миль, шагая. Когда его отвязали, он находился все на том же месте. Есть люди, которые много ходят и никуда не продвигаются. Когда вечер настал для них, они не увидели ни города, ни села, ни творения, ни природы, ни силы, ни ангела. Напрасно несчастные трудились.
Евхаристия – это Иисус, ибо его называют по-сирийски Фарисатха, то есть тот, кто распространился. Действительно, Иисус пришел, распяв на кресте мир.
Господь вошел в красильню Левия. Он взял семьдесят две краски, он бросил их в чан. Он вынул их все белыми и сказал: Подобно этому, во истину Сын человека пришел как красильщик».

По общему стилю всех отрывков понятно, что принадлежат они одному перу. По концентрации тем вокруг проблем христианства – что одной голове. А по содержанию – это духовные мемуары.
Этот жанр в своё время широко практиковался в Европе под вывеской якобы ничего не значащих, «Писем» или «Записок».
Это очень хороший способ безопасно высказаться, не высказываясь, по совершенно разным вопросам. Мало того, что можно не утруждать себя хорошенько подумать, о чем говоришь, так еще и можно проявить себя отчаянным фрондером или особым оригиналом без последствий для карьеры или репутации.
Известные люди писали письма своим друзьям, в которых обсуждали предметы, совершенно далекие от обычной дружеской беседы, и, при этом, естественно, ни в малейшей степени не предполагали, что их письма тут же пойдут по салонам, переписанные от руки, или, оттиснутые в домашних типографиях. Ну, что вы… Кто бы мог такое даже предполагать?..
Но, если даже кто-то этим и балуется в этих в салонах – то и, пусть их… Пусть себе балуются… Не запрещать же людям. Раз для публики это так интересно, то и ладно. Но сам я остаюсь в стороне от обсуждений и оценок, ибо всё это только экспромты моих случайных мыслей…
Или другой вариант: вот набралось всякого разного отрывочного материала – короткие мысли, записанные на бегу (буквально одна рука в пальто), случайные наброски, заметки… ну и как это выбросить? Вдруг, кому-то потом пригодится для серьезного дела? Опубликую, чтобы не пропало, пусть люди читают. Хотя, конечно же, всё это несерьезно – всё мельком, всё одним коротким, ни к чему не обязывающим, обзором…

Главная
Карта сайта
Кликов: 2206916


При использовании материалов
данного ресурса ссылка на
Официальный сайт обязательна.
Все права защищены.


Карта сайта