Главная

«Переписка апостола Павла с Сенекой»

Историческая достоверность этого документа вызывает сомнения и споры.
И поэтому, чтобы не втягиваться в ненужную полемику, просто рассмотрим содержание апокрифа так, как если бы нас интересовало только оно (содержание), безо всякой привязки к нервозным вопросам подлинности.
Итак, переписка апостола Павла с политически влиятельным римским философом, Сенекой.
Все четырнадцать писем полны обоюдного манерного этикета и насыщены характерным множеством изощренных комплиментов друг другу. Но обмен депешами производился не только для этого.
По своей сути эти письма являются эпистолярной параллелью какой-то совместной деятельности, в которой Сенека практически и технологически помогает Павлу вести христианскую проповедь в римском обществе.
С практической позиции Сенека способствует Павлу в том, что вводит его в круг римской знати и ходатайствует за него перед Императором; а в технологическом ключе Сенека пытается сделать Апостола более понятным для привычек латинской культуры, выговаривая Павлу за нестандартную манеру его речи:

«Ты складываешь весьма многие из твоих писаний иносказательно и загадочно…
Не смущайся тем, что я тебе часто повторяю: многие, делающие так, искажают смысл и отнимают силу у вещей. Конечно, ты согласишься с моим стремлением соблюдать правильность латинской речи, придавать словам достойный вид, чтобы благородному служению получить от тебя достойное одобрение».

В общем, по твердому мнению Сенеки, Апостол говорил с римлянами неправильной речью, не придавал своим словам достойного вида, наплевательски относился к привычкам аудитории и не добивался от неё достойного одобрения.
И поэтому философ просит его поработать над проповедническим образом.
Однако, похоже, что Павел на редактуру не шел и оставался при своих речевых особенностях.
Поэтому Сенека еще раз, и совсем не мягко, намекает ему, что в Риме литературные традиции иные, а подобный контраст текстур для римской знати — это не повод для умиления, а знак культурной слабости и варварской неспособности правильно излагать свои мысли.
Поэтому даже умная мысль Апостола может выглядеть для просвещенного римлянина глупой только из-за самой конструкции слов:

«чтобы, когда ты высказываешь высочайшее, величие этого не страдало от неправильности речи».

То есть, Сенека всё обидеть норовит и даже пытается загнать Святого Павла во что-то, вроде школярства в римской риторике:

«Посылаю тебе книгу о словесном изобилии. Будь здоров».

В общем, если говорить о переписке, то главный философ Рима проявляет в ней поистине христианское терпение, но в остальном, кроме вот этого духовного подвига, все письма – это просто деловая документация.
Нам при наших задачах не пригодится.
Здесь, упоминая Сенеку, хотелось бы просто вскользь зафиксировать одну мелькнувшую мысль: всё, что дал миру Рим – это государственное право и принцип верховенства закона в устройстве общества. Собственно говоря, мы в нашем нынешнем мире живем в том же самом древнем Риме, если брать организацию современных государств. Ничего нового на этом поле не произошло.
Но в остальном, всю свою тысячу лет Рим был удивительным провалом в развитии духовной культуры. И даже падением относительно уровня Эллады.
Вернувшись к Сенеке, завершим эту мысль: Аристотель, самый великий философ из эллинов, воспитал Александра Македонского. А Сенека, самый великий философ из римлян, воспитал Нерона…
При этом сам же Нерон затем Сенеку и прикончил – приказал своему учителю перерезать себе вены по-хорошему, чтобы не доводить до беды. Мол, сам не убьешься, я за тебя возьмусь. А это тебе тяжело будет.
Сенека благоразумно исполнил.
Разница между эллинским культурным духом и римским культурным запросом видна неплохо, не так ли?
Поэтому совершенно не удивительно (безотносительно к данному апокрифу), что проповеди Павла к Риму не прилипли и получили настоящее признание только позже, среди греков. Но об этом мы уже говорили.

Главная
Карта сайта
Кликов: 2214361


При использовании материалов
данного ресурса ссылка на
Официальный сайт обязательна.
Все права защищены.


Карта сайта