«Апостольские постановления» 01
Тоже не признанный Церковью апокриф. Причем сразу же становится ясно, что у Церкви были основания.
Но даже вне церковного подхода, для нас из этого текста понятно одно – это отчаянная попытка создать некий иудейско-христианский Коран.
Если Коран занят арабизацией подлунного мира, то эти «постановления» пытаются создать некую всеобъемлющую инструкцию по иудаизации всех сторон жизни верующего христианина, и не только религиозной.
Своим перечнем требований этот сборник инструкций пытается сгрести в одно общее управление всё, что движется по земле, а Церковь должна теперь стать органом, контролирующим исполнение данных решений.
Регламентируется практически всё. Во все закоулки повседневной жизни заглянули и везде прописали подробные правила. Не сказали только – можно ли мочить манту? А остальное всё затронули.
Причем забота о благочестии явно переливает через край и лезут даже туда, куда вообще никому лезть не следует:
«Жена верующая не должна мыться в общей для мужчин и женщин бане, ибо если она покрывает лицо, со стыдливостию скрывая вид свой от чужих мужей, то как она войдет в баню с мужчинами нагая? Но, так как есть баня женская, то в ней пусть и моется она благочинно, со стыдливостью и умеренно; а омовения излишнего, многого, частого, также в полдень, а если возможно, то и каждодневного, пусть не делает она. Определенным же временем для благовременного омовения да будет у тебя десятый час: ибо ты, как верующая, всячески и всегда должна бегать многоочитого любопытства».
Огромнейший, нескончаемый текст, чье авторство, правда, не приписывается Богу, а напрямую объявляется «постановлением» Пленума Апостолов, которое обращено сразу и к простым верующим, и к церковным старшинам (епископам).
Касается всех живых.
И мертвых немного. Пусть не думают, что скрылись.
«Ибо приведет Бог, говорит, всё творение на суд о всяком погрешении, благо ли, или лукаво». Сему-то воскресению не веруя, иудеи говорили в древности: «иссохли кости наши, убиты мы». Но Бог сказал им в ответ: «вот Я открою гробы ваши, и возведу вас из них, и дам в вас дух Мой, и оживете, и узнаете, что Я – ЯХВЕ: сказал и сделаю». И чрез Исайю говорит Он: «воскреснут мёртвые, и восстанут находящиеся в гробах, и возрадуются покоящиеся в земле; ибо роса Твоя есть врачевство для них».
К своему удивлению, читая данный отрывок, мы видим, что этот «христианский апокриф» живет проблемами главного иудейского спора – воскреснут ли умершие? В иудаизме две его основные школы – саддукеи и фарисеи – забавлялись тем, что непримиримо бились каждый за свою идею: одни говорили, что воскрешение людей невозможно, а другие утверждали – а, чего это, вдруг, сразу и невозможно?
Христиане такого спора никогда не знали – им однозначно обещано Воскресение. А этот апокриф варится в соку дохристианских проблем двух главных иудейских школ. Они для него намного важнее.
И это не случайно, поскольку смысл этих «апостольских постановлений» как-раз и состоит в том, что – «будем жить теперь по-новому, но по-старому».
Потому что новое (христианство) в этом тексте пытаются предъявить лишь в качестве незначительных новшеств завершенного развития всё того же старого – иудейского Закона.
Здесь христианство представлено в виде нескольких дополнительных мазков, которые относятся не к сюжету, а к боковым нюансам колорита, и на этом старая, слегка подкрашенная, картина, обретает свои последние и совершенные черты.
Подобный текст мог вполне появиться в условиях той полной растерянности от той полной свободы, которую дало христианство личному быту верующего. Потому что народ, который привык жить по прописанному закону, почувствовал себя неуютно. Слишком много свободы.
|